Многоженство является нарушением российского законодательства. Об этом «Ведомостям» заявила член Совета по правам человека Ева Меркачева, комментируя решение совета улемов Духовного управления мусульман (ДУМ) России.
«Честно говоря, многие правозащитники и юристы впали в ступор. Я общалась со многими экспертами, которые не знали даже, как на это реагировать, потому что явное нарушение российского законодательства», – сказала она.
Меркачева заявила, что ее потрясло решение совета улемов ДУМа в контексте «сложного для страны периода»: «То есть никто не поднимал вопрос до спецоперации, до пандемии, а вот сейчас, в этот сложный для страны период, они решили разрешить многоженство». По ее словам, было очевидно, что такое действие вызовет реакцию у определенной части населения.
В частности, правозащитница оценила реакцию Генпрокуратуры РФ, которая внесла председателю ДУМа России представление в связи с фетвой. Меркачева подчеркнула, что в вопросе многоженства не должно быть «никакой политики», а должно быть соблюдение положений Семейного кодекса.
19 декабря зампред совета улемов ДУМа России, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов сообщил, что совет принял решение разрешить многоженство при условии равного отношения мужа к женам. В частности, речь о возможности заключения мужчиной одновременно второго, третьего или даже четвертого религиозного брака. 23 декабря источник, близкий к Генпрокуратуре, сообщил «Ведомостям», что ведомство внесло председателю ДУМа России Равилю Гайнутдину представление в связи с фетвой.
Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ, заключение брака не допускается, если хотя бы одно из вступающих в него лиц уже состоит в другом зарегистрированном браке. Гайнутдин заявил 21 декабря, что принятие фетвы не является «вторжением в сферу светского законодательства», поскольку речь идет о религиозном браке, а не о браке, официально зарегистрированном в ЗАГСе.